Младший брат колокола
Колокольный перезвон — это самое выразительное воплощение главной идеи фестиваля «Корни и крона». Летящая ввысь мелодия и старые исполнительские традиции, непрерывная нить мировой музыкальной культуры. Колокол звучал еще со времен неолита, а младшему брату этого инструмента всего двадцать лет. Концерт ансамбля «Светолитие» прошел в музее-заповеднике «Коломенское».
Создать инструмент, близкий по звучанию колоколу, но более простой в производстве, пытались многие. Европейские мастера пришли к выводу, что это невозможно. В России же нашелся человек, который не оставил своих поисков. «Искал в сложных формах и очень сложных, а нашел акустическое чудо в самой простой из всех возможных форм. Это прямоугольные пластины, по пропорциям схожие с иконами», — поясняет руководитель ансамбля «Светолитие» Александр Жихарев.
Недавно иконы стали украшением пластин, сделанных из модифицированной колокольной бронзы. «Колокольная бронза очень хрупкая, стеклообразная, от удара колется, а это можно прокатывать», — продолжает Александр. В Европе этот инструмент называют плоским колоколом. За двадцать лет Александр Жихарев сделал множество маленьких звонниц. Теперь их заказывают и храмы, и театры, и оркестры. Однако самая большая звонница есть только в его ансамбле. «Сегодня не полный инструмент. Половина. Очень долго устанавливать», — замечает Жихарев.
В составе ансамбля, кроме профессиональных звонарей, есть и бывшие слушатели. «Подходили, смотрели, пробовали, и потом мы их обучали», — рассказывает руководитель ансамбля. На концертах они любят импровизировать, а некоторые могут играть и по нотам.
Звон колоколов слышен на много километров, но колокола могут быть и очень нежными, чтобы не заглушать скрипку. «Это замечательно звучит на природе, среди архитектурных памятников. Производит неизгладимое впечатление на меня, во всяком случае, и на слушателей, думаю, тоже», — говорит художественный руководитель фестиваля «Корни и крона» Алексей Семенов. Во всяком случае, свободного пространства на лужайках не наблюдалось.