Набор слов. 4 сентября 2008 года
Станислав Рассадин изумляется легковесности современной литературы. Борис Гаспаров объясняет значение гуманитарных знаний, а мать Виктора Цоя вспоминает о писательских амбициях сына. Об этом пишут сегодняшние газеты.
Писатель Станислав Рассадин — гость еженедельника «Культура». Замечательный исследователь и популяризатор, он издал четыре десятка книг о Дельвиге, Фонвизине, советских писателях. Труд «Умри, Денис», посвященный Фонвизину, только что был переиздан в третий раз. Рассадин — знаток прошлого, и к «книжному настоящему» он относится с прохладой: «Я давно уже не понимаю тяги к литературе, выходящей вот сегодня, сейчас. Да ведь есть же Гоголь, Толстой — этого хватит еще на насколько веков! Смотрю на полки у себя дома и думаю с печалью: вот помру, кое-чего не прочитав даже в собственной библиотеке…».
Какое место в современном мире занимает гуманитарное знание? Серию материалов на эту тему «Новая газета» начинает с интервью с известным лингвистом, учеником Лотмана — Борисом Гаспаровым. Он ответил на поставленный вопрос так: «С точки зрения обыкновенного человека, который добывает свой хлеб в поте лица, непонятно, чем, собственно, занимаются гуманитарии. Я сам не уверен, что способен объяснить, за какие заслуги веду вполне беспечальное существование. Для себя мой ответ в том, что язык — насущный хлеб человеческой жизни, самое важное, что в ней есть; языком мы выражаем себя, свою культуру».
«Трибуна» беседует с матерью Виктора Цоя. Валентина Васильевна рассказала о детстве и юности рок-звезды, о том, каково быть мамой символа поколения, а также призналась, что Цой собирался стать писателем: «В то время только литература могла дать человеческий опыт. Мы вместе с ним читали книги из серии ЖЗЛ — вначале про художников, потом про путешественников. Позже я спросила у Виктора: "Что с тобой будет дальше? Чем ты станешь заниматься, если популярность группы пройдет?" — "Мама, я буду писать тексты", — ответил он».