Когда философствования Дидро вызывают смех
Московский академический театр Сатиры открыл новый сезон спектаклем по пьесе Шмитта «Распутник». Эрик-Эммануэль Шмитт — один из самых популярных французских драматургов. Сам автор говорит, что эта пьеса стала самой веселой из всех написанных им. Андрей Житикин — режиссер-постановщик нового спектакля — говорит, что хотел создать изящную стилизацию эпохи XVIII века.
Пьесу о Дени Дидро Эрик-Эммануль Шмитт задумал, когда писал о нем философскую диссертацию. Его заинтриговало противоречие логики просветителя с его биографией. Чтобы воссоздать образ Дени Дидро, Шмитт пустил в дело и рассуждения автора «Энциклопедии о морали», и исторические анекдоты о распутном образе жизни философа. Из первого источника он почерпнул интеллектуальные диалоги, из второго — комизм положений. Если второе можно назвать профилем Театра Сатиры, то первое стало для актеров настоящим испытанием. «Только-только начинаем обретать четкость, импровизационную свободу», — признается народная артистка России Алена Яковлева. «Самое прекрасное — когда слушает зал. Энергия мысли — это самое прекрасное», — убежден народный артист России Юрий Васильев.
Для работы над ролью Дидро Юрию Васильеву пришлось перечитать его знаменитый трактат «Парадокс об актере». «У всех актеров навяз в зубах этот парадокс об актере. Билет, который многие заваливают. Они не успевают выучить. Я должен сказать, что Дидро — это не скучно, это замечательно», — поясняет режиссер Андрей Житинкин.
Как драматург и театральный критик Дени Дидро воспевал верность природе, отрицал условности классицистической драмы и считал необходимым преподать зрителю урок морали. Шмитт в «Распутнике» ставит под сомнение просветительские ценности и умудряется соблюдать классицистические единство времени, места и действия. Он верный и пристрастный наследник французской традиции. Что из этого получилось в переводе на «русский театральный язык», Андрей Житинкин планирует показать самому драматургу, но только когда премьера пройдет испытание зрителем Театра Сатиры.