«Весь джаз Москвы» в гостях у Анатолия Кролла
«Анатолий Кролл — 50 лет в джазе». Название этого музыкального цикла избавляет от необходимости объяснять, кому и чему он посвящен. Пятьдесят лет в искусстве — это солидный срок, а в отечественном джазе было время, когда год шел за два. Именно в то время Анатолий Кролл стал джазменом. Неудивительно, что сегодня он один из главных и самых авторитетных джазменов страны. О фестивальном гала-концерте.
Приглашение за кулисы от Анатолия Кролла дорогого стоит. Работать с ним редкая удача для любого джазмена. Сложно представить, сколько музыкантов он вывел на большую сцену за эти пятьдесят лет. Лариса Долина, начинавшая у него в оркестре, до сих пор с удовольствием распевается перед выходом на сцену шлягерами из фильма «Мы из джаза», музыку к которому писал Кролл.
Когда пятнадцатилетний пианист Анатолий Кролл начинал свою карьеру, само слово «джаз» в Советском Союзе было ругательным. Только потом появились оркестр Тульской филармонии, «Современник», МКС Биг-бэнд и международное признание. Поэтому, вспоминая истории из жизни Кролла, Алексей Кузнецов и Игорь Бриль рассказывают саму историю российского джаза. «Я его впервые услышал в подвале гостиницы Будапешт, нет Бухарест. Он как раз приехали в Москву и репетировали в той же гостинице, где жили. В подвале», — говорит музыкант. И тогда, и сейчас любой коллектив Кролла — эталон джазового оркестра. «Большой художник оркестра, который знает оркестр вдоль и поперек и делает такие прекрасные оркестровые картины — заслушаешься! Да он еще и мастер оркестрового звучания», — добавляют Бриль и Кузнецов.
Формально педагогом Анатолий Кролл стал только пять лет назад, возглавив оркестровый класс в Гнесинке, но своим учителем его может назвать любой музыкант, работавший с ним. «Последние пятнадцать — двадцать лет я работаю только с молодежью. Сегодня будет "Академик-бэнд", где возраст восемнадцать — двадцать два года. Причем этот оркестр в профессиональном смысле не проигрывает ни одному самому лучшему оркестру», — замечает Кролл. Он преподает на оркестровом отделении, но с тем же успехом мог обучать пианистов импровизации.