«Чародей скрипки» Давид Ойстрах
Творчество Давида Ойстраха во всем мире считалось эталоном скрипичного искусства. Редкое сочетание большого таланта и большой души. В годы войны он летел за тысячу километров, чтобы разделить личное горе своего учителя Петра Столярского, после концерта в блокадном Ленинграде спасал детей во время пожаров. Московский международный Дом музыки открыл шестой сезон концертом к юбилею великого скрипача.
Давида Ойстраха называли вторым скрипачом мира, добавляя, что первых достаточно в каждой стране. География его гастролей обширна, репертуар необъятен. «Я слышал его, когда был ребенком. Он выступал на фестивале Энеску в Бухаресте. Он играл Скрипичный концерт Брамса и Двойной концерт Баха с сыном Игорем. Это воспоминание останется со мной навсегда. Ойстрах не только выдающийся скрипач и музыкант. Для меня он символ того, каким музыкант должен быть», — вспоминает дирижер Ион Марин.
В программе концерта, посвященного памяти Ойстраха, — Первый скрипичный концерт Шостаковича, солист Владимир Спиваков, и знаменитая Пятая симфония Бетховена. «Да, Пятую симфонию Бетховена знают все, но только самое начало. В Европе, между прочим, ее играют нечасто. Концерт Шостаковича чаще. Он звучит обязательно каждый сезон. Я его играл много раз с разными скрипачами, с русскими тоже. Для меня большое удовольствие исполнить его в Москве», — признается дирижер Ион Марин.
Этот Концерт Шостакович написал специально для Ойстраха, но композитора обвинили в формализме, и сочинение запретили. Спустя семь лет, в 1955 году, американский импресарио потребовал его исполнения, и по политическим мотивам запрет был снят. Триумфальные премьеры состоялись в Ленинграде и Нью-Йорке, а затем Концерт вошел в репертуар многих скрипачей. «Я часто был вольнослушателем на занятиях в классе Ойстраха. Янкелевич даже ревновал. Янкелевич не показывал, а Давид Федорович брал свою скрипку Страдивари и играл с любого места любое сочинение. Играл потрясающе», — рассказывает Владимир Спиваков. В последние годы он редко выступает как скрипач, но в этот вечер не мог не взять в руки скрипку.