Василий Аксенов: «Пьесам бессмертие не грозит»
«Шестидесятник» без романтических надежд, русский интеллигент и гражданин мира, создатель советской сюрреалистической прозы и «антисоветчик», бунтарь и лауреат премии «Букер», значительная часть произведений Василия Аксенова, по мнению самого писателя, долго оставалась невостребованной. Речь идет прежде всего о пьесах. Теперь у отечественного читателя есть возможность познакомиться и с Аксеновым-драматургом. В свет вышло полное собрание его пьес.
Его пьесы выходили как части произведений. Они вплетались в ткань романов, но отдельно не издавались в России. В этом году восемь пьес Василия Аксенова собраны под единой обложкой. «Василий Павлович сам написал поэтическое предисловие к изданию. Одна из пьес называется "Цапля", и вот я процитирую фрагмент:
Пьесам бессмертие не грозит
Капает капля за каплей
Очень естественно в этой связи
Взять в героини цаплю…
То есть для него это такая литературная игра, возможность почувствовать себя и режиссером, и драматургом», — говорит ответственный редактор Лариса Михайлова.
Василий Аксенов мечтал, увидеть свои произведения на сцене, однако свет рампы увидела только пьеса «Всегда в продаже». В 1965 году ее поставили в «Современнике», и она шла на протяжении восьми сезонов. Однако текст передали в театр, и он не был опубликован в России. Только в годы эмиграции пять пьес Василия Аксенова были напечатаны. «Первое собрание пьес было опубликовано в США в 1981 году, в издательстве "Эрмитаж". Это одна из первых книг, которые были изданы после того как он вынужден был уехать из Советского Союза», — рассказывает литературный агент Аксенова Виктор Есипов.
«Удрученный провалом своего театра, автор одиннадцать лет не писал пьес» — так Аксенов обозначил свою театральную неудачу в предисловии к американскому изданию. Теперь пьесы «Цапля» (парафраз чеховской «Чайки»), «Аврора Горелика» и другие стали доступны читателям и театральным режиссерам. Теперь, как писал Аксенов, «надежда на будущий театр слаба, но и слабая, она существует».