«Моя старшая сестра» Володина на сцене театра «Эрмитаж»
В столичном театре «Эрмитаж» — новый спектакль «Моя старшая сестра. Картинки недавнего прошлого». Автор — конечно, Александр Володин. История Нади Резаевой знакома двум поколениям зрителей по фильму Георгия Натансона с блестящим актерским ансамблем: Доронина, Тенякова, Жаров, Соломин, Куравлев. Режиссер Михаил Левитин объявил время действия «недавним прошлым», указывая, вероятно, на то, что сюжет нельзя считать устаревшим.
Большая театральная тумба с афишами: «Дело» в постановке Петра Фоменко в Театре Комедии, концерт Аркадия Райкина, а в самом центре — афиша спектакля БДТ «Старшая сестра». Это был спектакль с непревзойденной Дорониной в роли Нади Резаевой.
Пьеса Александра Володина не устаревает. Ее по-прежнему ставят в разных театрах, и все же постановка Михаила Левитина, открывшего московскому зрителю Хармса и Маркеса, станет для театралов, по меньшей мере, неожиданностью. Хотя и ожидаемой. «Мудрею. Хватит потрясать Москву неожиданным. Надо искать необычное в обычном. Казалось бы, в обычном. А я всегда подозревал, что диалоги Володина совершенно уникальны», — замечает режиссер.
Ностальгия по ушедшему, чистому, светлому, по годам юности, когда фраза: «Любите ли вы театр, как люблю его я?», становится вызовом всему миру, а жизнь с ее радостями и горестями — это и есть сам театр. Наверное, именно поэтому «Картинки недавнего прошлого», как режиссер обозначил в подзаголовке, воспринимаются и критиками, и зрителями. «Прошел тот театр. Ну нет того театра. Сохраняет он традиции, не сохраняет. И Володин вполне возможен на сцене другого театра», — продолжает Левитин.
«Картинки недавнего прошлого» у режиссеров теперь в особом фаворе. Они существуют разных интерпретациях — традиционных, авангардных, модернистских, постмодернистких. Михаил Левитин сотворил володинские «картинки» традиционно, но, как всегда, по-своему.