«Песнопения и молитвы» Свиридова в Храме Христа Спасителя
За пять дней работы Седьмой выставки-форума «Православная Русь» ее посетили тысячи людей. В ней участвовали государственные и общественные деятели, художники, кинематографисты, музыканты, педагоги, психологи, священники. Заключительным музыкальным аккордом форума стала концертная программа в зале Церковных соборов Храма Христа Спасителя. Звучал цикл Георгия Свиридова «Песнопения и молитвы», исполнение которого сопровождалось проекцией фресок Дионисия из Ферапонтова монастыря, запечатленных фотохудожником Юрием Холдиным.
Соединить на сцене слово, музыку и светопись, а также два самостоятельных профессиональных коллектива — Хор государственной Третьяковской галереи и хор Академии хорового искусства — в этом была доля риска. Алексею Пузакову и Алексею Петрову пришлось дирижировать и своими, и чужими исполнителями. В репертуаре Хора государственной Третьяковской галереи «Песнопения и молитвы» Свиридова появились полгода назад. Сценическому исполнению этой монументальной хоровой композиции предшествовала длительная подготовка. «Я читал и дневники Свиридова, и читал очень значительный труд об этом сочинении племянника Свиридова — Белоненко, где он анализирует все произведения», — говорит художественный руководитель Хора Государственной Третьяковской галереи Алексей Пузаков.
Над «Песнопениями и молитвами» для хора без сопровождения Георгий Свиридов работал последние семнадцать лет жизни. Цикл имеет пять частей на темы Священного Писания. «В этой партитуре очень много динамических оттенков, когда хор должен от громогласного forte неожиданно перейти к pianissimo», — добавляет Алексей Пузаков.
Сочинение «Песнопения и молитвы» многие называют венцом творческого пути Свиридова. Выставка «Свет Фресок Дионисия» стала последней в жизни фотохудожника Юрия Холдина. «Почему фрески Дионисия сопровождают эту музыку? У творческих людей божественного масштаба всегда есть какое-то созвучие», — поясняет организатор выставки-форума Олег Ефимов.
«Песнопения и молитвы» и «Свет Фресок Дионисия» — наследие двух мастеров, посвятивших себя разным видам искусства, но родственных в своих художественных устремлениях.