Гармония музыки и поэзии по Спивакову
В концерте из цикла «Дирижерский карт-бланш» Владимир Спиваков представил произведения, прежде не звучавшие в исполнении Национального Филармонического оркестра. Рихард Штраус и Густав Малер — часто исполняемые авторы, но для этого вечера были выбраны произведения редкие, загадочные. Для исполнения «Песен странствующего подмастерья» Малера был приглашен солист Николай Борчев. Его баритон признан одним из лучших голосов нового поколения. Во втором отделении пианист Александр Гиндин исполнил «Бурлеску» Штрауса для фортепьяно с оркестром.
Владимир Спиваков работает над каждым концертом Национального Филармонического как дирижер, исследователь и изобретатель. На этот раз его «Дирижерский карт-бланш» стал музыкальным ребусом с множеством загадок. Что такое «Блюмине» — неужели просто фантазия юного Малера, написавшего интермеццо в горячке первой любви? Сколько лет было Штраусу, когда он создал свое первое произведение Оpus №1? «Соединение поиска молодого человека юноши — скорбь и радость», — говорит Спиваков.
Маэстро нашел польку, которую Рихард Штраус написал в возрасте шести лет, и включил ее в финальную часть концерта. Основной сюжет был заявлен во вступлении к опере «Каприччо» Штрауса: вечный спор о том, что было вначале — слово или музыка. «Композитор и поэт спорят, а потом приходят к выводу: это брат и сестра», — замечает Владимир Спиваков. Доказательство этому — гений Малера, который сочинил и музыку, и стихи к циклу «Песни странствующего подмастерья».
Выбор исполнителя можно назвать эксклюзивным предложением публике от оркестра Спивакова. Баритон Николай Борчев — солист Баварской оперы в Мюнхене — выступает сегодня на лучших оперных сценах мира. В России он не пел с момента своего отъезда в 1998 году. И все же что первично — дух или материя, оркестр или солист, слово или музыка? Спиваков убежден: они близнецы, а потому в его концертах одно не приносится в жертву другому. Это и называется гармонией.