«Симфония с солирующим фортепиано!». Брамс на сцене БЗК
В концерте Государственного симфонического оркестра России, за пульт которого встал дирижер Александр Трегер, а солировать была приглашена Элисо Вирсаладзе, прозвучали сочинения Брамса — Первая симфония и Первый фортепианный концерт. Об Элисо Вирсаладзе Святослав Рихтер отзывался как о звезде первой величины: «Это артистка большого масштаба, — говорил он, — может, самая сильная пианистка-женщина». Для Александра Трегера, выпускника Московской консерватории, уехавшего в Америку, это был первый концерт на родине спустя 36 лет.
Попав в Москву, Александр Трегер первым делом пошел к консерватории. «Это правда или нет? нам не снится?! Когда мы перед зданием стояли — это ощущение невозможно описать», — вспоминает дирижер. Возможно, это не свойственная американцам ностальгия, а, может быть, трепет, присущий всем, кто здесь учился. И здание легендарное, и учился Александр Трегер у великого Ойстраха. С такой школой ему было нетрудно сделать в Штатах карьеру скрипача и начать дирижировать. «Я до сих пор играю, я всегда буду играть. Я просто музыкант. Я преподаю, дирижирую, играю», — говорит он.
В Москве на этот раз он дирижирует произведениями любимого композитора Брамса. В программе концерта — Первая симфония и Первый фортепианный концерт. Солистка — Элисо Вирсаладзе.
Кажется, она играет слишком редко — столь долгожданно каждое ее выступление. Тем более, в Москве она практически не повторяет программ. «Я Брамса играю много, но не очень часто. Тем более, такой концерт, который больше симфония с солирующим фортепиано, нежели традиционный концерт для фортепиано с оркестром. Это одна из вершин и в творчестве Брамса. Серьезная задача справиться с ним», — признается народная артистка СССР.
Когда сам Брамс впервые исполнил этот концерт, он не имел успеха. «Я ведь еще только ищу, нащупываю», — писал он тогда в письме другу. Однако этот концерт стал не менее популярным, чем созданный позднее Второй. «Второй, конечно, замечательный, но по форме этот более совершенный, Первый», — считает Александр Трегер.
В Москве этот концерт впервые исполнил Танеев, а Вирсаладзе вписала еще одну прекрасную страницу в российскую историю этого сочинения.