И снова о Федоте-стрельце
Завтра в Москве откроется 25-й Международный фестиваль фильмов для детей и юношества, и первым будет показан полнометражный анимационный фильм «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Сказке Леонида Филатова уже больше двадцати лет. Эту поэзию вполне можно ставить в один ряд с Грибоедовским «Горем от ума» по количеству цитат и злободневности. Сегодня сказка переживает очередное рождение.
Леонид Филатов однажды пошутил: «В нашей пишущей стране пишут даже на стене. Вот и мне пришла охота быть со всеми наравне!». «Сказ» был написан для театральной сцены, и в «Современнике» даже шел спектакль. Чулпан Хаматова помнит, как Филатов приходил и читал отрывки, а теперь она сама озвучивает Голубицу Марусю.
Режиссер Сергей Овчаров обратился к «Федоту-стрельцу» в 2001 году. Снимая полнометражный фильм, он хотел сделать картину как можно смешнее. Однако сатирический текст Филатова, кажется, не нуждается в дополнениях. Картина получилась порой чрезмерно гротескной. Роль «того, чего не может быть» в том фильме сыграл Виктор Сухоруков. В анимационной версииему выпала честь озвучить самого царя. «Это очень интересная, умная, очень острая история. И, конечно, я счастлив, что мне вдруг предложили оживить царя-батюшку. Сухоруков подался в цари!» — признается актер.
Дмитрий Дюжев — генерал, Михаил Ефремов — «то, чего не может быть», а Сергей Безруков — Федот. Он и раньше работал с этой сказкой и даже выпустил диск, где сам озвучил всех персонажей. «Филатову понравилось. Он меня благословил на Федота-стрельца. Он сказал: "Можешь попробовать делать Федота-стрельца". Единственное, он не успел услышать мою версию, аудио-версию», — говорит Безруков.
Творение петербургских аниматоров, на первый взгляд, может показаться даже примитивным, но в этом-то и заключается авторский замысел. Текст Филатова не нуждается в дополнительных художественных приемах, и все же внимательный зритель не упустит юмора в визуальном ряде. Вместо избушек — деревянные высотки, пробки на оживленных улицах. У героев даже есть свой фольклорно-сказочный телевизор. И все это васего лишь дополнение. В главной роли по-прежнему остается остроумный текст, который и сегодня, более чем двадцать лет спустя, повествует о нашей жизни.