Актриса с гордо поднятой головой — Любовь Добржанская
Актриса с гордо поднятой головой, выразительным голосом и сильным темпераментом — такой Любовь Добржанскую помнят в Театре Советской Армии, на сцене которого она сыграла десятки ролей. Среди ее героинь — строптивая Катарина из «Укрощения строптивой» и озорная Шурочка Азарова из пьесы «Давным-давно». Сама Любовь Ивановна считала себя «сугубо театральной актрисой», но десяток ролей в кино принесли ей всенародную известность. Она так и осталась в памяти зрителей как мама Жени Лукашина из всеми любимой новогодней сказки «Ирония судьбы, или с легким паром!». Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения Любови Добржанской.
Она была одной из самых популярных актрис своего времени, однако про ее частную жизнь никто практически ничего не знал. Любовь Ивановна жила рядом с театром, в котором служила. В Театре Советской Армии она проводила много времени, однако разговаривала только о работе — о ролях, о кино, и литературе.
«Представить себе Любовь Ивановну на кухне или на пляже, или на тусовке, как сейчас говорят, невозможно», — вспоминает режиссер Иосиф Райхельгауз. Он пригласил актрису на роль в своем первом спектакле «Из записок Лопахина», который он поставил в театре «Современник». Когда спектакль переносили на пленку, Любовь Ивановна со свойственным ей тактом подсказывала молодому режиссеру, как именно перевести язык театра на язык кино. «Она мне тихо говорит: "А можно я здесь скажу вот так, а не так. Это в спектакле выглядит иначе". Я был поражен — зачем она вообще спрашивает», — продолжает Райхельгауз.
Опыт Добржанской как киноактрисы был не столь обширен. Уже в зрелом возрасте она играла мам. В сыновьях актрисы ходили главные герои своего времени — и Лукашин, и Деточкин. Благодаря телевидению лучшие роли Добржанской знали и любили все. Леди Гамильтон и миссис Уоррен, Раневская и Негина, Эмилия Марти и Шурочка Азарова — дело не в количестве ролей, а в амплитуде амплуа, в отдаче и ответственности, с которой актриса подходила к каждой работе.