Дворец «Коттедж» отмечает 30-летний юбилей
Маленькое сокровище петергофского парка Александрия — дворец «Коттедж» — отмечает юбилей своего возрождения. Тридцать лет назад летняя резиденция императора Николая Первого и его жены Александры Федоровны была вновь открыта уже в статусе музея. Небольшое двухэтажное здание с мансардой, построенное в 20-ых годах XIX века, пострадало не только в период Великой Отечественной, но и в мирное время. Послевоенная реставрация растянулась до конца 78-го года. Перед новогодними праздниками самый маленький и необычный дворец Петергофа встретил первых посетителей.
Война пощадила «Коттедж» — большинство экспонатов успели эвакуировать, в пустующем здании немецкая армия устроила госпиталь. Правда, холодной зимой 42-го сожгли мебель из красного дерева, да на золоченых рамах остались следы от пуль, но, в общем, дворец пострадал куда меньше остальных петергофских дворцов. Зато чуть не погиб в мирное время.
Вадим Знаменов, директор Государственного музея-заповедника «Петергоф»: «В условиях невероятного мороза температура опускалась до минус тридцати четырех градусов — вышло из строя отопление, освещения не было — тяжелое время было! У нас оставалось две недели до Нового года. Но мы успели — и вот музей».
Дворец «Коттедж» — личная собственность Николая Первого: придя к власти, он первым делом приказал возвести этот летний домик. Впрочем, настоящей хозяйкой здесь была женщина: императрица Александра Федоровна — она же Фридерика — Луиза -Шарлотта — Вильгельмина, дочь прусского короля.
Татьяна Хоружая, главный хранитель музея «Коттедж»: «Она преданно любила своего мужа, тот отвечал взаимностью, а она, в свою очередь, дарила ему каждый год по ребенку. В общей сложности у них было семеро детей. И все они росли в этом маленьком уютном домике».
Часы в виде готических соборов соседствуют с фарфоровыми ангелочками, гобелены и богемское стекло — с вычурными пуфиками рококо. Смешение стилей, столь любимое императорской семьей, восстановили в точности. За тридцать лет по бывшим царским покоям прошли сотни тысяч ног в музейных бахилах. Праздничный вечер завершился любимой петергофской забавой — фейерверком.