Рустам Ибрагимбеков: «Мне не интересна проза, в которой нет действия»
Рустам Ибрагимбеков признается, что на высшие курсы сценаристов поступил лишь для того, чтобы иметь возможность смотреть хорошее кино. Выбери он другую профессию, мы бы никогда не увидели фильмы «Белое солнце пустыни», «Урга», «Утомленные солнцем» и еще четыре десятка замечательных лент. Сегодня сценаристу, драматургу и режиссеру Рустаму Ибрагимбекову исполняется 70 лет. Юбилей он отмечает в родном Баку, где пройдут премьеры его нового спектакля и фильма. В столице для юбиляра приготовили особый подарок.
Лучшего подарка на свой день рождения он не мог и пожелать. В середине февраля театр Рустама Ибрагимбекова «Ибрус» обретет свой дом. В здании Киноцентра идут последние приготовления, чтобы зал на шестьдесят мест мог принять зрителей. Уникальная труппа, артисты которой играют спектакли на двух языках — азербайджанском и русском, — любимое детище Рустама Ибрагимовича. Нет, он не изменил кино, просто он полюбил театр. «Первая любовь — кино. В юности я был страстным киноманом. Театр появился позже. Как ни странно, помогла советская цензура», — рассказывает мастер.
В советские времена в Госкино могли запретить сценарий на всю территорию страны, а министерство культуры — только в одной республике. Таким образом, пьесу, утвержденную в Азербайджане, можно было играть в России, и наоборот. Пьесы Ибрагимбекова шли во всех театрах страны, а его сценарии сразу расходились на цитаты. Одним из секретов была мускулистая, действенная проза, выходящая из-под пера Ибрагимбекова. «Мне не интересна проза, в которой нет действия. Любой сценарий и пьеса — это действие. Вряд ли я, как Пруст, мог бы написать произведение, раскрывающее только внутренний мир человека», — признается он.
«Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем», около трех десятков фильмов, а также пьеса о Распутине, театральное расследование о парижской жизни Бунина и еще много всего, на что с лихвой хватает таланта писателя, сценариста, драматурга и режиссера Рустама Ибрагимбекова.