Рукописный сценарий фильма «Персона» передан в Фонд Ингмара Бергмана
Уникальным манускриптом пополнился архив легендарного кинорежиссера Ингмара Бергмана. Он входит в число особо важных культурных памятников, сохранения которых добивается ЮНЕСКО.
Известный шведский режиссер, актер и писатель Кенне Фант передал сегодня Фонду Ингмара Бергмана редкий рукописный сценарий картины "Персона", который он хранил все годы в своей библиотеке. Это один из важнейших фильмов не только в творчестве Бергмана, но во всей истории кинематографии. Сам режиссер говорил о картине так: "В "Персоне" и позднее в "Шепотах и крике" я достиг своего предела. Я свободно прикасаюсь к бессловесным тайнам, выявить которые способен только кинематограф".
Кенне Фант, близкий Бергмана в то время был директором крупнейшей киностудии страны. Он рассказал о том, как Бергман обратился к нему с идеей сделать новый фильм. "Ингмар лежал тогда в больнице. Я приехал к нему, он встретил меня ужасно бледный: "Это фильм о двух похожих девушках. Там будут сниматься Биби Андерссон и Лив Ульман. Будешь делать?" — спросил он. На первой странице сценария, написанного его непонятным почерком, Ингмар вывел крупными буквами: "Персона", и протянул его мне", — вспоминает Кенне.
Как рассказал Бергман, идея фильма пришла к нему, когда он увидел фотографии будущих актрис фильма рядом. "Половинки их лиц сливались вместе — так родилась эта задумка", — говорил режиссер.
86-летнему Фанту не раз предлагали продать рукописный сценарий с "каракулями" Бергмана, его собственными поправками. "Это одно из самых ценных моих вещей. Я бы ни за что не смог бы его продать. Это была бы измена Ингмару. Да и вообще это национальное богатство", — считает он.
Дружба с Бергманом оказала огромное влияние на самого Фанта. "Я всегда буду помнить его советы. Например, "в каком бы возрасте ты ни находился, у тебя всегда должно быть что-то, к чему следовало бы стремиться". Или "в искусстве мы себя можем хвалить лишь за одно — усердие". Этим я руководствовался всегда", — говорит Кенне Фант.