«Арсений и Андрей из рода Тарковских»
Сегодня в Иванове, на родине Андрея Тарковского, открывается Международный кинофестиваль «Зеркало». В программе смотра — более ста игровых, документальных и анимационных фильмов из России, Италии, Франции США и других стран. Почетный гость фестиваля — польский режиссер Кшиштоф Занусси. А в Москве прошла презентация уникального издания «Арсений и Андрей из рода Тарковских». Это альбом фотографий, эскизов, автографов и других документов, посвященных «феномену Тарковских» в русской культуре.
Арсений и Андрей. Поэт и кинорежиссер. Отец и сын. Два мира, представленные в этой книге связаны между собой таинственными и крепкими нитями. Часто кинематографические образы Тарковского-младшего продолжали поэтические метафоры Тарковского-старшего. Говорят, после просмотра «Зеркала» и «Ностальгии» изменился поэтический язык Арсения Тарковского.
«Слава отца дополняет славу сына, они сливаются в одно», — замечает поэт Михаил Синельников.
«Они очень похожи и по психологическому устройству душ, и по поступкам, и по судьбам», — добавляет писатель Марина Тарковская.
Билет студента ВГИКа, редкие семейные фотографии, эскизы к фильмам и спектаклям, рисунки и живописные работы Андрея, кадр, не вошедший в окончательный монтаж фильма «Зеркало». «Тарковский был героем этого фильма. Снимался в последней сцене. Об этом страшно даже говорить. Нельзя предвосхищать свой уход. В фильме осталась рука, которая выпускает птицу-душу», — замечает Марина Тарковская.
«Мы пили с Тарковским вино, и он поставил стакан на незаконченную рукопись, а потом подарил ее мне. И когда я прочитал ее спустя много времени, я понял, что она закончена. Так будет со многими рукописями Тарковского», — убежден Михаил Синельников.
Следующим этапом в постижении «феномена Тарковских» должно стать издание полного собрания сочинений Арсения Александровича. Без него не обойтись ни любителям поэзии, ни тем, захочет лучше понять фильмы Тарковского-младшего.