Владимир Федосеев: главное — разбудить вдохновение
Новый концертный сезон Большого симфонического оркестра имени Чайковского начнется на выезде. Подопечные Владимира Федосеева готовятся к нескольким европейским фестивалям. Уже через три дня прославленный коллектив выйдет на сцену Дворца Фестивалей в Испании, еще через двое суток музыканты дадут единственный концерт в Цюрихе. Что можно успеть за две репетиции после летних отпусков и за несколько часов до отлета? Маэстро Федосеев уверен: главное — разбудить вдохновение.
Репетиции — это не военные учения, но без дисциплины здесь не обойтись. Впереди у Владимира Федосеева и Большого симфонического оркестра имени Чайковского масштабный по замыслу музыкальный поход, и сегодня — последняя репетиция коллектива в России.
Крепости, которые Большому Симфоническому предстоит покорить, находятся на Севере Испании и в Швейцарии. Два фестиваля — в Сантандере и в Цюрихе. На карте предстоящего гастрольного маршрута — Международный музыкальный фестиваль молодых солистов «Орфеум».
«Он немножко сродни нашему "Щелкунчику", концепции "Щелкунчика". Дети там повзрослее, но идея одна и та же: помочь молодым пробиться», — говорит маэстро Федосеев. Главнокомандующий оркестра из тех интеллигентных дирижеров, которые добиваются своей цели — идеального звучания оркестра — без чтения нудных лекций и психологического прессинга.
«Командный стиль хорош, но он лишает человека душевной свободы. Он будет играть под строгой командой из-за боязни», — поясняет худрук Большого симфонического.
Маэстро стремится разбудить в душах оркестрантов вдохновение после летнего отпуска. Свое же вдохновение дирижер искал в единении с природой, на отдыхе в деревне. «Собирал грибы, ягоды, рыбу ловил. С тишиной сидеть, не разговаривая, потом все это выплывает», — рассказывает он.
Каждая репетиция Федосеева — это напряженная работа, после которой возвращаются исчезнувшие за время отпуска мозоли от соприкосновения с инструментами. Но главное, это интеллектуальная беседа, убеждающая каждого музыканта Большого симфонического оркестра в том, что он гораздо талантливее, чем сам о себе думает.