Конкурс органистов открылся музыкой Таривердиева
Международный конкурс органистов имени Таривердиева отмечает юбилей. Десять лет назад он стартовал в Калининграде и с тех пор продолжает выводить на мировые сцены самых ярких и талантливых своих лауреатов. Престиж смотра растет вместе с расширением его географии. Прослушивания первого тура в этом году уже прошли в Америке и Германии. В понедельник они начнутся в Москве. Заявки подали более двадцати молодых органистов из России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Пока претенденты пребывают в трепетном ожидании. Конкурс открыли японские музыканты.
Конкурс Таривердиева четыре года назад изменил судьбу японской органистки Хироко Иноуэ. Теперь она солистка Калиниградской филармонии, и сегодня в ее исполнении прозвучал своеобразный музыкальный эпиграф конкурса.
Открытие конкурса, по традиции, вводит в мир композитора Таривердиева, раскрывает новые грани его мира. На выставке, подготовленной к этому дню, представлены уникальные материалы. Записка, написанная рукой шестилетнего Микаэла, рукописи, и множество фотографий. Выставка называется «Я ловил ощущения».
«Он никуда не ездил без фотоаппарата. Это был отдых, способ раствориться в мире. В эти моменты он предпочитал быть один и ловил ощущения», — рассказывает арт-директор конкурса Вера Таривердиева.
Музыкальная составляющая открытия конкурса оказалась неожиданна. Известные мелодии Таривердиева были исполнены на японских традиционных инструментах сякухати и сямисене.
Этот проект не мог не возникнуть однажды в Японии. В начале своего пути Микаэл Таривердиев написал цикл на стихи японских поэтов, и это сочинение, по мнению исследователей, во многом определило его стиль.
«В музыке Таривердиева, в ее философии есть нечто, родственное нашей культуре. У нас одно из главных понятий — "саби ваби", что значит "ускользающая красота". Мы чувствуем, что для Таривердиева это тоже важно. Мы слышим это в его музыке», — говорит исполнитель на сякухати Хидеки Исигаги.
В понедельник начнутся конкурсные будни. Волнения, радость и слезы.