В Театре имени Пушкина заговорили на цветаевском языке
Марина Цветаева предупреждала, что ее «Федру» лучше не ставить в театре. К счастью, время от времени упрямые режиссеры все-таки пренебрегают советом автора и переносят трагедию на сцену. Московский драматический театр имени Пушкина открывает новый сезон премьерой цветаевской «Федры» в постановке французского режиссера Лукаса Хемлеба. В заглавной роли — живущая во Франции русская актриса Татьяна Степанченко. О том, как интернациональная команда справилась со сложнейшим драматургическим материалом.
Для режиссера Лукаса Хемлеба этот спектакль — продолжение отношений с Мариной Цветаевой. Десять лет назад он ставил ее «Молодца». С тех пор Цветаеву читает и переводит уже без словаря.
«"Федра" — во многом отражение самой Цветаевой. И самоубийство Федры, и образ кормилицы, и надломленное семейное счастье — все это в жизни Цветаевой было», — говорит режиссер.
Чтобы донести всю многослойность трагедии, актеры буквально учились говорить на цветаевском языке. На это ушел не один месяц. На читках не экономили время, ведь эта постановка — вызов самой Цветаевой, которая считала, что «Федра» создана для чтения, а не для сцены.
«Сумасшедшие по силе словосочетания. Читаешь для себя — волосы дыбом встают», — признается исполнитель роли Тезея Андрей Заводюк.
Татьяна Степанченко — Федра, Кормилица — Вера Алентова. Театральный авангард при штурме цветаевского Олимпа. Запутанные коллизии мифологических героев они стремятся сделать прозрачными.
«Сложнее всего найти простоту, приблизиться к чему-то кристальному», — заверяет Татьяна Степанченко.
Запретная, но искренняя любовь Федры к пасынку Ипполиту — одна сторона; Кормилица, которая убеждает Федру изменить старому Тезею, — другая.
«Существует момент моральных сдерживающих факторов. Для меня эта трагедия об этом, о том, что мешает любви», — замечает исполнитель роли Ипполита Алексей Франдетти.
«Читаешь, что происходит. Ради любви прыгают с тринадцатого этажа, стреляются. Чувства не изменились. Больно одинаково», — убеждена Вера Алентова.