Театру «Эрмитаж» — 50!
«Нам — 50!». В Московском театре «Эрмитаж» в эти минуты начался юбилейный вечер. Среди гостей не только поклонники театра Михаила Левитина, но и те, кто в разное время сотрудничал с его коллективом. Их совместными усилиями сформировался особый «эрмитажный» стиль и язык. В выборе литературного материала художественный руководитель театра всегда следовал за сложившимися традициями и, если надо, сам делал инсценировки известных произведений.
Иногда с названием театра «Эрмитаж» происходит некоторая путаница — слишком много очагов театральной жизни сконцентрировано в столичном саду «Эрмитаж». Здесь был и эстрадный театр, в котором в свое время работал Исаак Дунаевский, и Московский общедоступный, переехавший затем в Камергерский. А еще был театр миниатюр, в который 1987 пришел режиссер Михаил Левитин. В том же году театр получил новое название — «Эрмитаж», а очень скоро о нем заговорили как об отдельной театральной республике.
Здесь никогда не было спектаклей к датам, на злобу дня или на потребу публике, но всегда был успех. Просто так получалось, что Михаил Левитин со своим даром литератора всегда безошибочно выбирал материал для постановок, и в «Эрмитаже» всегда ставили только ту драматургию, которая соответствовала духу этого театра. В репертуаре — Пушкин и Чехов, Булгаков и Ильф и Петров, Гомбрович и Володин. Самые знаменитые спектакли прошлых лет — «Нищий, или смерть Занда» с Виктором Гвоздицким в главной роли и, конечно, шлягер на все времена — «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов».
Постоянные соавторы Михаила Левитина — Юлий Ким и Владимир Дашкевич, в спектаклях много музыки, все артисты труппы великолепно поют. Впрочем, они и должны уметь все, ведь в каждом новом спектакле Михаил Левитин придумывает нечто невыполнимое, но это в итоге, по законам его любимых обэриутов, оказывается более реальным, чем сама реальность.