Настоящая «Алиса в Зазеркалье»: впервые в Москве
Москву впервые посетила «подлинная» «Алиса в Зазеркалье». Полное собрание оригинальных иллюстраций британского художника Джона Тенниела к первому изданию знаменитой сказки Льюиса Кэрролла представлено в столичном выставочном зале «Особняк Спиридонова». Насколько страшен Бармаглот «в подлиннике» — выясняли «Новости культуры».
Она будет длинноволосой блондинкой — решил Джон Тенниел. И с точностью до наоборот изобразил ее облик. По замыслу Льюиса Кэрролла, Алиса — это темноволосая девочка с короткой стрижкой. Но разве Тенниела переспоришь.
«Джон Тенниел часто спорил с Льюисом Кэрроллом. Разве что одна иллюстрация — Шалтай-Болтай — без споров», — рассказывает галерист Лев Платонов.
Галерист Лев Платонов — большой поклонник творчества Тенниела и Кэрролла. Постоянно перечитывает книгу и знает, какое оно — авторское видение.
Многие режиссеры изображали Алису именно такой, какой ее видел Тенниел. Это классика. Эти 50 гравюр — полный комплект иллюстраций — впервые привезены в Россию.
«Все в России видели множество иллюстраций, но никто не видел подобных работ, где такая степень детализации, проработка до подробностей…», — говорит куратор выставки Анастасия Митюшина.
Тенниел собственноручно нарисовал иллюстрации на печатных досках, из которых были вырезаны рельефные клише. На выставке, кстати, можно увидеть, как происходил процесс печати.
«Кусочек желтой бумаги — это особое волокно из…банана для того, чтобы прижимать сам отпечаток к форме, чтобы получалось четкое изображение», — объясняет Лев Платонов.
Выставка — уникальный шанс соприкоснуться с творчеством двух великих мастеров. А ведь всего этого могло и не быть, если бы не случай.
Кэрролл хотел лично проиллюстрировать книгу. Но издатель усомнился в его способностях и направил к настоящему художнику — Джону Тенниелу. «Хорошо, — сказал Кэрролл, — но с одним условием. Иллюстрации должны полностью соответствовать авторскому видению». Тенниел согласился, а потом передумал. И стал соавтором. Как сказала бы Алиса: «Вроде бы «взаправду», и все так «понарошку».