Талисман Григория Козинцева
Крутой взлет в творчестве и в карьере известному режиссеру Григорию Козинцеву обеспечил… подарок, который оставил ему герой одного из его фильмов. Две Сталинские и Ленинская премии, успех и признание вскоре последовали за уникальным реквизитом — настоящим шаманским бубном. Долгие годы талисман хранился в семейном архиве. Теперь он — ценный экспонат Новосибирского музея археологии и этнографии..
Звук бубна и кадры камлающего шамана. Это кадры первого советского звукового фильма, вышедшего на экраны в 1931 году. Режиссер Григорий Козинцев назвал свое передовое кино коротким словом — «Одна». Известность автор приобрел благодаря другим лентам, но в память о тех съемках в семье режиссера хранился подлинный шаманский бубен — предмет реквизита. Сегодня сын Козинцева, питерский антрополог, передал уникальный экспонат в дар музею археологии и этнографии.
«Сейчас, в нашу эпоху, таким вещам, конечно, не место в частных собраниях. Относительно выбора места у нас не было никаких сомнений, потому, что моя жена отсюда, из Академгородка. И для меня это совершенно родное место уже восемь лет», — отмечает сын кинорежиссера Г. Козинцева Александр Козинцев.
Алтайский бубен попал в руки Козинцеву в эпоху, когда любая религия была под запретом. Шаманов принуждали сдавать атрибуты культа властям. После чего их нередко уничтожали.
«То, что сейчас мы видим в сувенирных лавках…Вдоль Чуйского тракта — это иногда грубые, чаще всего вульгарные импровизации на тему уже не существующей традиции. В данном случае это подлинная вещь, за которой стоит тысячелетняя традиция», — объясняет этнограф Ирина Октябрьская.
По словам Александра Козинцева, бубен был самым заметным предметом в кабинете его отца. Грохот его ударов символизировал переход российского кинематографа в эпоху звука. Возможно, теперь он станет талисманом музея, в котором хранятся знаменитые скифские мумии.