Выдержка - продолжительность экспонирования, это промежуток времени от открытия до закрытия затвора, в течение которого оптическое изображение воздействует на светочувствительный слой.
В современной фотографии величина выдержек колеблется в очень широких пределах: от одной двухмиллионной доли секунды (сверхскоростная съемка быстропротекающих процессов) до нескольких недель (съемка очень удаленных звезд в астрофотографии). Нашим читателям практически могут понадобиться выдержки, лежащие в интервале от 1/1000 доли секунды (спорт) до десятков минут (ночные съемки, слабо освещенные интерьеры).
Вопрос о том, какую надо взять выдержку, чтобы негатив получился нормально выдержанным (не передержанным и недодержанным), возникает у фотографа буквально перед каждой съемкой. Для начинающего фотолюбителя это самый важный и трудный вопрос фотографической техники, тем более, что абсолютная величина выдержки сама по себе ничего не решает: в одном случае может оказаться чрезмерной выдержка в 1/100 секунды, в другом - мало и целой секунды.
От чего зависит требуемая величина выдержки? В конечном итоге только от двух основных факторов: от яркости светового изображения, воздействующего на фотослой, и от светочувствительности пластинки или пленки (чем ярче изображение и чем чувствительнее фотослой, тем меньше времени нужно для образования скрытого изображения).
Светочувствительность всегда обозначена на упаковке
негативного материала. Первый же фактор - яркость оптического изображения -
складывается из ряда переменных величин
Понятно, чем сильнее освещен предмет съемки, тем ярче и
отражаемый им свет. Всякий предмет летом освещен сильнее, чем зимой; в полдень
ярче, чем к вечеру; в солнечный день обильнее, чем в пасмурную погоду; на
открытом воздухе лучше, чем в комнате. На юге свет днем бывает сильнее, чем на
севере, Да и самые предметы по-разному отражают свет: море отражает больший
процент падающих на него лучей, чем здание; белое платье - больше, чем темная
машина. Свет от фотографируемого предмета попадает на фотослой не
непосредственно, а через объектив, который пропускает большую или меньшую долю
поступающего света в зависимости от своего действующего отверстия, то есть от
поставленной диафрагмы; яркость изображения уменьшается также вследствие
внутрилинзового светорассеяния, которое устранено в просветленных ("голубых")
объективах. Наконец, светофильтр задерживает (поглощает) тем большую часть
световых лучей, чем сильнее его окраска.
Следовательно, на нужную продолжительность выдержки при
дневном свете влияют следующие переменные величины: 1) характер объекта съемки;
2) географическая широта места съемки, 3) время года и час дня, 4) погода
(состояние неба), 5) светочувствительность негативного материала, 6)
светофильтр, 7) действующая светосила объектива.
Все эти переменные величины действуют одновременно и в
разных направлениях. Многосложность их влияний преодолевается фотолюбителем по
мере приобретения опыта. Для начала приводим в помощь нашим читателям помещенный
на стр. 90-93 "Определитель выдержек при
дневном свете" (табл. 9). В его основу положены средние опытные данные;
он учитывает все переменные величины, от которых зависит выдержка.
Определитель не претендует на особую точность вследствие
упрощений, допущенных при его составлении. Главное его назначение -
предотвратить грубые ошибки в экспозиции, дать фотолюбителям первоначальную
ориентировку. Однако этим роль определителя не ограничивается, он не раз
облегчит работу и в дальнейшем, особенно при съемке в новых, непривычных
условиях.
Определитель выдержек содержит восемь разделов. Семь из
них дают предварительные данные, а последний раздел - искомый результат.
Способ пользования определителем несложен и состоит в
следующем.
В каждом из разделов I-VII нужно найти условное число,
отвечающее обстоятельствам данной съемка (напечатано жирным шрифтом), и сложить
эти семь условных чисел. Полученную сумму отыщите в верхней графе последнего
раздела VIII; под ней будет стоять искомая выдержка.
Пример применения табл.9
В разделе VIII под суммой 31 находим выдержку 1/100
секунды.
Советуем внимательно изучить определитель. Он построен
так, что стоящее против каждой графы в любом разделе условное число тем больше,
чем продолжительнее при данном условии должна быть выдержка; каждые две единицы
условных чисел удваивают выдержку.
Из раздела I вы увидите, что величина выдержки
изменяется в зависимости от объекта сильнее, нежели от любой другой причины.
Так, выдержка для последнего по порядку объекта (темно окрашенное помещение с
малыми окнами) в тридцать тысяч раз больше выдержки для первого объекта (светлые
облака).
Раздел II подтверждает, что чем севернее расположена
местность, где производится фотосъемка, тем продолжительнее должна быть
выдержка. Запомните условное число для вашей местности.
В разделе III часы указаны по местному поясному времени.
Отсутствие условных чисел против некоторых месяцев и часов означает, что съемка
исключена или что быстрые и значительные изменения яркости освещения в
непосредственной близости; к восходу и заходу солнца можно оценивать только на
глаз.
Из раздела IV вы узнаете, что при безоблачном небе
создается меньшая освещенность, чем при белых облаках, не закрывающих солнца
(они дополнительно отражают часть солнечных лучей на землю).
В разделе V учитывается обратно пропорциональная
зависимость между светочувствительностью фотослоя и выдержкой.
Если съемка ведется при надетом на объектив
светофильтре, то по разделу VI производится необходимое удлинение выдержки
сообразно окраске светофильтра и спектральной чувствительности негативного
материала (так как об этом рассказывается лишь в 9-м уроке, в приводимых здесь
примерах светофильтр не участвует).
Раздел VII отражает обратную зависимость выдержки от
действующего отверстия объектива, а также учитывает сокращение выдержки при
пользовании просветленным объективом.
Наконец, заключительный раздел VIII содержит широкий ряд
выдержек от 1/1250 секунды до 60 минут.
Сомнения, если они возникнут при пользовании
определителем, разрешайте в пользу ближайшего большего условного числа,
допуская, таким образом, погрешность в сторону удлинения выдержки. Если в
разделе VIII отсутствует полученная вами сумма (например, 38), возьмите
выдержку, которая стоит под соседней большей суммой (39).
Запомните: передержка лучше недодержки.
Негатив, сделанный даже при десятикратной выдержке против нормальной, даст
лучший отпечаток, чем негатив, полученный при половине нормальной выдержки.
Таблица 9. ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ ВЫДЕРЖЕК ПРИ ДНЕВНОМ СВЕТЕ I. ОБЪЕКТ СЪЕМКИ II. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШИРОТА III. Месяц и час. IV. ПОГОДА V. СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ НЕГАТИВНОГО МАТЕРИАЛА
VI.СВЕТОФИЛЬТР
VII. ДЕЙСТВУЮЩАЯ СВЕТОСИЛА ОБЪЕКТИВА
VIII. ВЫДЕРЖКА
.
Разделы
Условия сьемки
Числа
I (объект съемки)
Светлое здание
4
II (географическая широта)
Сталинград
1
III (месяц и час)
Сентябрь, 9 часов
3
IV (погода)
Слегка облачно
2
V (чувствительность)
22 по ГОСТу
11
VI (светофильтр)
Не используется
0
VII (действующая светосила)
Диафрагма 8 просветленного объектива
10
Сумма
31
Условные числа
Пейзаж
Облака светлые
0
Морская даль
0
Море и берег
2
Пляж со средним планом
3
Вода, снег без переднего плана
1
Вода, снег c передним планом
4
Пейзаж летний без переднего плана
3
Пейзаж летний со свет. передн планом
5
Пейзаж летний с темн. передн. планом
8
Лес темный, лиственный
10
Лес темный хвойный
10
Город
Площадь, стадион
4
Улица широкая
5
Улица узкая, затенная
8
Здание белое
3
Здание светлое
4
Здание среднее по тону окраски
6
Здание темноокрашенное
8
Портрет, группа, предмет
На солнце
6
При рассеянном свете:
На открытом месте
8
под редкими деревьями
10
под густыми деревьями
13
в комнате непосредственно у окна
11
В 1 м от окна
13
В 2 м от окна
17
В 3 м от окна
19
Репродукция у окна при рассеянном свете (в натуральную
величину)
Штриховой оригинал
10
Полутоновой оригинал
16
Внутренность помещения
Светлая окраска, большие окна
22
Малые окна
26
Средняя по тону окраска, большие окна
24
малые окна
28
Темная окраска, большие окна
26
малые окна
30
Район
41-45o с. ш.
Крым Кавказ - Средняя Азия -Владивосток
Усл. число 0
46-60 o с. ш.
Киев - Сталинград - Одесса - Хабаровск
Усл. число 1
61-65 o с. ш.
Москва - Вильнюс - Саратов - Новосибирск
Усл. число 2
56-60 o с. ш.
Ленинград - Горький - Свердловск - Красноярск
Усл. число 3
61-65 o с. ш.
Архангельск - Петрозаводск - Выборг - Якутск
Усл. число 4
Месяц
Час
13
12,14
11,15
10,16
9,17
8,18
7,19
6,20
Условные числа
Январь
Декабрь
4
5
6
9
-
-
-
-
Февраль
Ноябрь
3
4
4
5
9
-
-
-
Март
Октябрь
2
2
3
4
5
8
-
-
Апрель
Сентябрь
1
1
2
2
3
5
8
-
Май
Август
1
1
1
1
2
4
6
8
Июнь
Июль
0
0
0
1
2
3
4
7
Состояние неба
Открытое солнце
Облачно
Тучи густые
безоблачно
белые облака
слегка
средне
сильно
Условные числа
объект на солнце
2
3
5
7
1
0
объект в тени*
* Кроме случаев, когда в разделе I
предусмотрен рассеянный свет.
2
2
ГОСТ
11
16
22
32
45
65
90
Условные числа
13
12
11
10
9
8
7
oДИН
12
13-14
15
16-17
18
19-20
21
ГОСТ
130
180
250
350
500
700
1000
Условные числа
6
5
4
3
2
1
0
oДИН
22-23
24
25-26
27
28-29
30
31-32
Светофильтр
Негативный материал
Цвет в плотность
Марка
"Ортохром" "Изоорто"
"Изохром"
"Панхром" "Изопанхром"
Условные числа
Светло-желтый
ЖС-12
3
1
1
Желтый (средний)
ЖС-17
4
2
1
Темно-желтый
ЖС-18
5
3
2
Оранжевый
ОС-12
Не применим
5
3
Светло-красный
КС-1
Не применим
Не применим
5
Желто-зеленый
ЖЗС-5
3
2
1
Бесцветный
БС-8
0
0
0
Без светофильтра
0
0
0
Диафрагма
1,5
2
2,5
2,8
3,5
4
4,5
5,6
6,3
Просветленные линзы
Условные числа
0
2
3
4
5
6
7
8
9
Обыкновенные линзы
1
3
4
5
6
7
8
9
10
Диафрагма
8
9
11
12,5
16
18
22
25
32
36
Просветленные линзы
Условные числа
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Обыкновенные линзы
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Сумма условных чисел
23
24
26
28
29
30
31
32
33
34
35
Доли секунды
1/1250
1/1000
1/500
1/250
1/200
1/125
1/100
1/60
1/50
1/30
1/25
Сумма условных чисел | 37 | 39 | 42 | 44 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 |
Секунды | 1/10 | 1/5 | 1/2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 8 | 12 | 15 | 23 | 30 | 45 |
Сумма условных чисел | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 |
Минуты | 1 | 1 1/2 | 2 | 3 | 4 | 6 | 8 | 12 | 15 | 23 | 30 | 45 | 60 |
Выдержки при высокогорной съемке. Дополнением к определителю является табл. 10.
Таблица 10 УМЕНЬШЕНИЕ ВЫДЕРЖЕК ПРИ ВЫСОКОГОРНОЙ
СЪЕМКЕ (дополнительный раздел к "Определителю выдержек"). |
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Высота точки съемки над уровнем моря | До 1000 м | 1000 м | 2000 м | 3000 м | 4000 м | 5000 м |
Условные числа | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 |
На больших высотах вследствие чистоты и разреженности воздуха яркость света усиливается и выдержка уменьшается. Поэтому при определении выдержек для съемки в горах, начиная с высоты 1000 м над уровнем моря, необходимо вносить поправку в сумму семи условных чисел (табл. 9), вычитая из нее условное число дополнительного раздела (табл. 10), и уже по окончательному значению суммы находить в разделе VIII величину выдержки.
Дозирование количества освещения, действующего на фотослой при экспонировании, осуществляется в результате использования диафрагмы (величина действующего отверстия объектива) и затвора (время открытия). Между этими средствами существует обратная зависимость: чем больше одно из них, тем меньше другое.
Применение табл. 9 обычно имеет целью, учтя условия съемки, при заданной диафрагме определить требуемую выдержку. Но очевидно, что таблицу можно применить и в обратном направлении, определяя диафрагму, которая нужна при заданной выдержке. В фотографической практике такие случаи встречаются.
Так, если полученная сумма условных чисел выходит за границы значений, охваченных заключительным разделом VIII, или если найденную моментальную выдержку не отсекает затвор вашего аппарата, нужно довести сумму (а следовательно, и выдержку) до практически приемлемой величины за счет диафрагмы. Для этого сумму числовых данных разделов I-VI вычитают из подходящей суммы, имеющейся в верхней графе раздела VIII, и по разнице находят необходимую диафрагму в разделе VII.
Например, определяя выдержку для съемки средним планом пляжа (3) в Сочи (0) в 18 часов в июле (3), при безоблачном небе (1), на пленке чувствительностью в 45 единиц ГОСТа (9), без светофильтра (0), при полном отверстии обыкновенного объектива 4,5 (8), вы получили сумму 24 , под которой в разделе VIII указана выдержка в 1/1000 секунды. Между тем самая короткая выдержка на шкале затвора вашего аппарата "Любитель" равна 1/200 секунды. Заключительный раздел показывает, что такая выдержка соответствует сумме 29. Вычтя из нее сумму условных чисел, взятых ЕЗ первых шести разделов (то есть без учета диафрагмы), вы получите (29- 16=13) условное число диафрагмы. Над ним в разделе VII вы найдете (для обыкновенного объектива) диафрагму 11. Ее и следует поставить в данном случае для съемки с приемлемой для вас выдержкой в1/200 секунды.
Таким же путем увязывают диафрагму с предельной выдержкой при съемке движущихся объектов.
Если вы снимаете на кинопленке, то полезно делать с каждого объекта и точки по три снимка: первый - с экспозицией. найденной по определителю, второй - с вчетверо большей экспозицией, третий - с экспозицией, вчетверо меньшей, чем первая. Расход негативного материала не обременителен, а один из трех негативов наверняка будет лучше двух остальных.
Изменять экспозицию можно любым из двух способов, избираемым в зависимости от обстоятельств съемки.
Проще варьировать диафрагму, это позволяет сохранять предельную выдержку при съемке подвижных объектов. Препятствиями могут явиться: нежелательность уменьшения глубины резкости, границы диапазона диафрагм, накрытие движка или кольца диафрагм светофильтром (в малоформатных аппаратах).
Изменение выдержки сохраняет избранную глубину резко изображаемого пространства. Препятствиями служат неприемлемость удлинения выдержки из-за движущихся объектов, отсутствие на шкале затвора подходящих делений.
Возможно комбинированное решение.
При всех съемках с длительными выдержками удобнее варьировать выдержку.
При изменениях выдержек, выраженных долями секунды,
помните, что увеличенная вчетверо 1/100 секунды равна 1/25 секунды, а
уменьшенная вчетверо 1/25 секунды равна 1/100 секунды, но не наоборот. Увеличить
или уменьшить диафрагму в четыре раза - значит переставить ее на два деления:
вместо 8 взять 4 или 16 .
Перед отправлением на съемку заранее смотрите по опреде- лителю, какие выдержки понадобятся для предстоящих съемок.
Со временем в результате практики вы станете "чувствовать" свет, постепенно научитесь обходиться без таблицы. Выработка собственного навыка в определении на глаз величины выдержки ускорится, если, ведя съемку уже без помощи определителя, вы будете запоминать (а еще лучше записывать соответственно разделам табл. 9) условия съемки и выдержку, а затем после осмотра проявленных негативов (нормальная экспозиция, недодержка, передержка) делать выводы на будущее.
Определение величины выдержек для съемки при электрическом свете описано во второй части книги (урок 11).
Таблица 11 НАИБОЛЬШИЕ ВЫДЕРЖКИ ДЛЯ ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ | |
---|---|
Объект съемки | Доли секунды |
Спокойно играющие дети | 1/25 |
Уличные сценки в отдалении | 1/25 |
Уличные сценки вблизи | 1/50-1/100 |
Трудовые процессы, медленно протекающие | 1/25-1/50 |
Трудовые процессы, быстро протекающие | 1/50-1/100 |
Оживленно двигающиеся группы | 1/100 |
Пароход | 1/100 |
Городской транспорт | 1/100-1/200 |
Спортивные движения на большом расстоянии | 1/100-1/250 |
Спортивные движения вблизи | 1/500-1/1000 |
Необходимо отметить, что ценность подобной упрощенное таблицы лишь относительна: в ней не учитывается, например, что пароход может двигаться с различной скоростью, может находиться на очень далеком расстоянии от фотографа или неподалеку от него, не принято во внимание направление движения по отношению к аппарату. Все это существенно влияет на допустимую величину выдержки. Тем не менее табл. 11 может служить для приблизительной ориентировки начинающего фотографа.
Не учитывая никаких факторов, кроме движения, табл. 11, разумеется, ни в какой мере не заменяет "Определителя выдержек при дневном свете", помещенного в начале этого урока (табл. 9). При съемке подвижных объектов обе таблицы применяются согласованно. Сперва надо найти в табл. 11 максимально допустимую выдержку, а затем с помощью табл. 9 определить диафрагму, приемлимую для этой выдержки по световым условиям.
Наводка на резкость производится предварительно по метражу или на какой-нибудь ориентир, расположенный на пути движущегося оъекта, когда объект поравняется с местом наводки, нажмите спуск затвора.
На этом заканчиваются простейшие указания по фотосъемке для начинающих. Более подробно различные виды съемки будут рассмотрены во второй и особенно в третьей частях книги.
Полагаем, что нашим читателям небесполезно будет познакомиться со своеобразной статистикой ошибок, допускаемых фотолюбителями при съемке и вызывающих те или иные недостатки негативов. Произведенный однажды пробный подсчет причин дефектности негативов привел к следующим данным (в процентах):
Недодержка | 28 |
Передержка | 24 |
Сотрясение аппарата во время выдержки | 15 |
Неправильная наводка на резкость | 12 |
Движение предмета съемки | 7 |
Неправильное пользование затвором | 4 |
Неправильная зарядка | 3 |
Проникание постороннего света в камеру | 2 |
Неэкспонированная пленка | 2 |
Два изображения на одном кадре | 1 |
Прочие причины | 2 |
Разумеется, цифры эти не стабильны. Тем не менее приведенная сводка не лишена известного практического - профилактического - интереса: она показывает фотолюбителям, чего следует остерегаться в течение съемочного процесса.